Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большетавринский детский сад №1» ПРИНЯТО педагогическим советом МБДОУ Протокол №3 от 1 апреля 2022 г УТВЕРЖДЕНО И.о заведующего МБДОУ «Большетавринский детский сад №1» __________________Айметова И.С. 1 апреля 2022г ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В МБДОУ «БОЛЬШЕТАВРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1» д. Большая Тавра 2022г 1.06щие положения Настоящее положение определяет порядок организации педагогического наставничества в МБДОУ «Большетавринский детский сад №1» (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ. Наставничество форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставляемый участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование). Цели, задачи, принципы системы (целевой модели) наставничества Цель системы (целевой модели) наставничества создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в ДОУ. Задачи системы (целевой модели) наставничества: содействовать повышению правового и социально профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых; оказывать методическую помощь в реализации различных форм и методов наставничества педагогических работников в образовательных организациях; способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества. Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах: -принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества; -принцип индивидуализации персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития; -принцип вариативности предполагает возможность образовательной организации выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества; -принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, м униципальном институциональном уровнях. 2. Условия и ресурсы для внедрения и реализации (целевой наставничества педагогических работников в образовательной организации Кадровые условия Кадровые условия предполагают наличие в образовательной организации: - реализации персонализированных программ наставничества; - наставников - педагогов, которые: имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности; -демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами; - педагогический стаж более 5 лет; - имеют 1 КК или высшую КК. Обязанности куратора реализации программ наставничества: - своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; - организовывает разработку персонализированных программ наставничества; - осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы (целевой модели) наставничества, формирует итоговый аналитический отчет по внедрению системы (целевой модели) наставничества; - осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами; - принимает (совместно с системным администратором) участие в наполнении рубрики (странички) «Наставничество» на официальном сайте общеобразовательной организации различной информацией (событийная, новостная, методическая, правовая и пр.); инициирует публичные мероприятия по популяризации системы наставничества педагогических работников и др.. Обязанности наставляемого: Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом руководителя детского сада. В период наставничества молодой специалист обязан: -Изучать Закон РФ ”06 образовании”, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, специфику ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности; -Выполнять план профессионального становления в назначенные сроки; -Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; -Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; -Отчитываться о проделанной педагогическим совете. работе по самообразованию на итоговом 2.3.1 Права наставляемого: -Выносить на рассмотрение администрации ДОУ совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Повышать квалификацию удобным для себя способом. Защищать профессиональную честь и достоинство. предложения по -Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Обязанности наставника -Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой ДОЛЖНОСТИ. -Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. Развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива. -Разрабатывать совместно с молодым специалистом план самообразования и оказывать необходимую помощь. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста в часы форм методической работы ДОУ. -Составлять отчет по итогам наставничества с предложениями по дальнейшей работе (1 раз в год на итоговом педсовете). Права наставника -С согласия руководителя учреждения и старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников детского сада. -Требовать у молодого специалиста рабочие отчеты в устной и письменной формах. З. Организационно-методические, организационно-педагогические условия и ресурсы Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы реализации системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации включают: подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников; -разработку персонализированных программ наставнической деятельности; - оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной персонализированных программ наставничества; карты по реализации -цифровую информационно-коммуникационную среду наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника и круга их непосредственного профессионального общения; - изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников; - координирование вертикальных и горизонтальных связей в наставнической деятельности. Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность образовательной организации коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регионального уровня определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности. 4. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность куратора и наставников, относятся: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г Х227З- ФЗ; Настоящее Положение; - Приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - Самоанализ достижений, достоинств и личностных ресурсов наставляемого, профессиональных затруднений. - Дорожная карта (ИОМ) -- Персонализированная программа наставничества. - Отчет наставника о реализации персонализированной программы - Итоговый аналитический отчет куратора по внедрению системы (целевой модели) наставничества 6. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации и возможные риски В результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая: - непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников; 5. - рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов; - развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования; - методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации; - цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества; - обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников.