11.02.2019
Музыка способна объединить
воспитательные усилия педагогов и музыкального руководителя детского сада с
целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального
искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без
установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её
восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных
впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия,
пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное
накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают
музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог,
воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и
эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях
образовательного учреждения и помогает решать многие задачи
образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение
нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности,
повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества
усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного
материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки,
во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку различных в занятиях, может
ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При
активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки,
её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп,
ритм и др.), при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной
деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном
занятии определяется воспитателем.
Занятие.
Степень активности восприятия музыки.
* Речевое развитие - активное и пассивное
* ФЭМП - пассивное
* Ознакомление - активное
и пассивное
с окружающим
* Ручной труд - пассивное
* Конструирование - пассивное
* Рисование - активное и пассивное
* Физкультура - активное и пассивное
Так, на занятиях
по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения
сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки
фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях
по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют
оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель
может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей
проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об
исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе
рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время
рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного
восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в
рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром,
настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально
комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником
поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий
физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности
психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет
на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение
дня.
Примерное расписание
звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в
соответствии с возрастом детей.
Время звучания. Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе
лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе
выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы
эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар
фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Функция. Примерный репертуар фоновой музыки
Релаксирующая ( расслабляющая) К. Дебюсси. «Облака»
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
К.В. Глюк. «Мелодия»
Тонизирующая ( повышающая Э. Григ. «Утро»
Жизненный тонус, настроение) И.С. Бах. «Шутка»
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»,П.И. Чайковский. «Времена
года»
( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая) В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (
финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И.
Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»).
Успокаивающая ( умиротворяющая) М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К.
Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь»
Ф. Шуберт. «Серенада»
Организующая ( способствующая И.С. Бах. «Ария»
концентрации внимания при организованной деятельности) А.
Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») С.С. Прокофьев.
«Марш»
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может
оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное
применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена
года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и
др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства,
возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование
эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические
впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя
умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития
воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка,
музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Дата создания: 11.02.2019
Дата обновления: 11.02.2019
Дата публикации: 11.02.2019