16.03.2019
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а
болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь
отступит».
Александра Николаевна Стрельникова.
"Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих
технологий для детей дошкольного возраста"
Мы говорим «утро дышит прохладой»,
«вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша
планета дышит, развивается как живой организм.
А поможет управлять этим процессом –
дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения - являются неотъемлемой
частью физической культуры и спорта. Каждое упражнение, каждое движение
человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание — главнейший источник жизни. Человек сможет
прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько
минут.
А вот
умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило - безграмотно. Отсюда и
заболевания верхних дыхательных путей (ангины, бронхиты), тихие глухие
голоса, «каша во рту», неуверенность в себе.
Важнейшие условия
правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная
артикуляция.
При естественном дыхании
его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их
искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это
дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным,
равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.
Для регулирования
дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания.
Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому
выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма
дыхания.
Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что
лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным
путем - ОРВИ, ОРЗ.
Поэтому, мы, педагоги
большое внимание уделяем дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в
свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры,
увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в
легких
Современная медицина
считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому
важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй
половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела
особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших
широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине
В ритме современной
жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной
задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их
родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и
т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только
профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и
общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений
развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение
крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
В
первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему
оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной,
сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и
поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить
опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это
один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается
наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата,
улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.
Существует очень много
интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для
развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно
включаются в различные виды детской деятельности: деятельность по развитию
речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю
гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные
игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Упражнения дыхательной гимнастики
Ребенку предлагается подуть на вату,
мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный
лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не
надувать щеки, при выполнении этого упражнение.
2.Кораблики
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть
на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить
соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей
использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил,
выдаваемых автоматами.
3.Мыльные пузыри
Предложите ребенку поиграть с мыльными
пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается
дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в
ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
4.Дудочка
Предложите ребенку высунуть узкий язык
вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой
стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька
не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек
засвистел, как дудочка.
Для развития дыхания ребенка
используются дыхательные игры:
· Сдувать снежинки,
бумажки, пушинки со стола, с руки;
· Дуть на легкие шарики,
карандаши и катать их по столу; приводить в движение плавающих в тазике уток,
лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и
ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки
созревших одуванчиков;
· Надувать надувные
игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это
формирует очень тонкое регулирование выдоха;
· Поддувать вверх пушинку,
ватку, бумажку, мыльный
пузырь.
Обучив малыша
простым и весёлым дыхательным упражнениям, мы сделаем неоценимый вклад в его
здоровье + профилактику ОРВИ.
Будьте здоровы!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2019
Дата обновления: 23.03.2019
Дата публикации: 16.03.2019