07.10.2019
Консультация для родителей.
Адаптация детей раннего возраста к детскому
саду
Закончился доясельный патронаж. И вот
малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный
период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс
вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей
наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например,
дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно,
а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального
состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического
развития, потере веса, иногда к заболеванию.
От чего же зависит характер и длительность
адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков
показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
· возраст ребенка. Труднее
адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет.
После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям
жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более
любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт
поведения в разных условиях.
·состояния здоровья и уровня развития
ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной
адаптации.
· сформированности предметной
деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
· индивидуальных особенностей. Дети
одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в
детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение
взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение
ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за
игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения
выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с
родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель.
· условий жизни в семье. Это создание
режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,
формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение
играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать
себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для
его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к
условиям дошкольного учреждения.
· уровня тренированности адаптационных
механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не
происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от
ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад
неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых,
выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно,
чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение
положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания
периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся
привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в
весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо
переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки,
поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с
водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в
одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например,
бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше
предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок
расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около
пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует
растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно
насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают
слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится
рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием
включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На
руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить
и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые
глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры
они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.
Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения,
ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители, чаще играйте со своими
детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию в детскому саду!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2019
Дата обновления: 20.10.2019
Дата публикации: 07.10.2019