Характер воспитания и моральный климат в семье
21.05.2020
Цель:
- оптимизация и гармонизация
детско-родительских отношений;
- повышение правовой и психологической культуры родителей;
-оказание консультативно-методической помощи родителям в
вопросах воспитания и развития ребёнка;
Воспитание - это
сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и
взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными
возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала
и зависят результаты воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи,
возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и
свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого
необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы,
имеющие воспитательное значение.
Для
полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться
благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и
понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут
доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских
отношений ведет к формированию различных психологических проблем
(агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов. В каждой семье
складывается определенная система воспитания, которая представляет собой
целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью
формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность
способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость
родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль
семейного воспитания.
Существует 3
основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они
по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
При
авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного
подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов.
Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и
принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами
являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем,
суровымизапретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему
ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его
хвалят. Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность,
агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в
себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно
замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от
родителей, возникает чувство своей незначительности и не желанности в семье.
Дети из таких семей редкоотносятся к людям с доверием, испытывают трудности в
общении и часто сами жестоки.
Сторонники демократичного
стиля воспитания поощряют
ответственность исамостоятельность своих детей, учитывают их интересы и
желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является
сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в
координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о
выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной
заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам
родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения. Этот
стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности,
самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности.
По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны,
дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и
сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка.
При
либеральном стиле воспитания ребенок
предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со
стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его
дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много
самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым
контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота
носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей,
отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого. Дети в таких семьях
вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными,
слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными
и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи,
учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности,
плохо социализируются в обществе.
Наиболее
оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке
ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот
ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует
формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс
социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию,
необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать
свой стиль воспитания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.05.2020
Дата обновления: 21.05.2020
Дата публикации: 21.05.2020