ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

16.11.2021


Умение сосредотачиваться на звуке, умение различать, анализировать на слух фонемы (звуки), из которых состоит наша речь, называется фонематическим слухом .

Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи.                                                       

Развитие фонематического слуха- обязательное условие грамотного письма.

 Рекомендуемые упражнения и игры помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению элементов грамоты, письменной речи.                                                                                     

Для начала, потренируйтесь с ребенком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п), и только потом приступайте к формированию четких фонематических операций на материале речевых звуков.                                                        

Представленные ниже игры рекомендованы для детей шестого года жизни.

«Поймай звук»

Взрослый предлагает «поймать»(хлопнуть в ладоши), если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный звук из  ряда других звуков, слогов, слов.

«Отбери картинку»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например, звук [м].           

«Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].

«Чудесный мешочек»

Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.

«Рыболов»

Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.

«Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем называть последний(первый) звук в слове- отгадке. Например:     Хочу такой сайт

Мягкие лапки,                                                                                      

А в лапках царапки(кот)                                                                                                                        

«Цепочки из слов»

Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.                     Например: лес- сок- кот-тапки….

«Квартирка  звука»

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделанных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове:  начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

«Разложи картинки»

Ребенку предлагают  разложить картинки на две группы: в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый, в другую- с начальным мягким звуком.

«Внимательные глаза»

Взрослый предлагает придумать ребенку в окружающей обстановке(сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Подбери словечки»

Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук. Например, звук [к]- кот, молоко, корова, потолок и т.п. Надеемся, что предложенные игры и упражнения не только помогут подготовить ребенка к усвоению элементов грамоты, но и сделают занятия увлекательными и интересными!

 

Воспитатель: Кедаева Людмила Афанасьевна 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.11.2021

Дата обновления: 16.11.2021

Дата публикации: 16.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».