ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
16.11.2021
Умение сосредотачиваться на звуке,
умение различать, анализировать на слух фонемы (звуки), из которых состоит наша
речь, называется фонематическим слухом .
Хороший фонематический слух необходим
ребенку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи.
Развитие фонематического слуха-
обязательное условие грамотного письма.
Рекомендуемые упражнения и игры помогут малышу
освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению элементов
грамоты, письменной речи.
Для начала, потренируйтесь с ребенком
выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание
музыкальных инструментов и т.п), и только потом приступайте к формированию
четких фонематических операций на материале речевых звуков.
Представленные ниже игры рекомендованы
для детей шестого года жизни.
«Поймай
звук»
Взрослый предлагает «поймать»(хлопнуть в
ладоши), если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный
звук из ряда других звуков, слогов,
слов.
«Отбери
картинку»
Взрослый раскладывает перед ребенком
картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых
есть заданный звук, например, звук [м].
«Будь
внимателен»
Взрослый произносит несколько слов,
например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те
слова, в названии которых есть звук [с].
«Чудесный
мешочек»
Ребенок
берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый
звук в слове.
«Рыболов»
Ребенок магнитной удочкой вылавливает из
аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук
в слове.
«Отгадай
загадку»
Взрослый предлагает ребенку отгадать
загадку, а затем называть последний(первый) звук в слове- отгадке.
Например:
Мягкие
лапки,
А
в лапках царапки(кот)
«Цепочки
из слов»
Взрослый
называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и
подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес- сок-
кот-тапки….
«Квартирка звука»
Для игры используются схемы слов в виде
прямоугольников, разделанных на три части: начало, середину, конец. Ребенку
предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку
на соответствующее место.
«Разложи
картинки»
Ребенку
предлагают разложить картинки на две
группы: в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый, в
другую- с начальным мягким звуком.
«Внимательные
глаза»
Взрослый предлагает придумать ребенку в
окружающей обстановке(сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых
есть заданный звук, определить его место в слове.
«Подбери
словечки»
Ребенку предлагают придумать и назвать
слова, в названии которых есть заданный звук. Например, звук [к]- кот, молоко,
корова, потолок и т.п. Надеемся, что предложенные игры и упражнения не только
помогут подготовить ребенка к усвоению элементов грамоты, но и сделают занятия
увлекательными и интересными!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.11.2021
Дата обновления: 16.11.2021
Дата публикации: 16.11.2021