«Причины трудной адаптации детей к детскому саду»
20.09.2022
Поступление ребенка в
дошкольное учреждение всегда сопровождается большими трудностями. Из привычной
домашней обстановки ребенок попадает в новую среду. Дома малыш был в центре
внимания всей семьи, в дошкольном учреждении он становится одним из членов большого
коллектива таких же детей. Внимание воспитателя и его помощника младшего
воспитателя делится равномерно на всех. Такое изменение окружающей среды и
образа жизни является большой нагрузкой для детского организма, ведет к ломке
сложившегося стереотипа и возможному возникновению эмоционального стресса.
Такое состояние вызывает изменение в работе всех органов и систем организма
ребенка, что, в свою очередь, снижает сопротивляемость организма и может
привести к заболеванию.
Да, в первые дни и даже недели
ребенку в детском саду очень трудно. Его пугает новая обстановка, большое
количество сверстников, незнакомые взрослые, а главное – отсутствие мамы, с
которой у малыша сформировалось чувство постоянной защищенности. Поэтому
неудивительно, что ребенок плачет. Его плач – это не каприз, а проявление
психического стресса, вызванного ломкой устоявшихся привычек. Если малыш не
плачет, нельзя полагать, что он сразу приспособился. Он
также испытывает чувство страха, тоски, напряженности, но просто сдерживает
себя. Это зависит в основном от особенностей нервной системы. Чтобы
облегчить течение адаптационного процесса, подготовку к этому ответственному в
жизни ребенка событию следует начинать заблаговременно. Режим дня малыша (время
кормления, сна, бодрствования) нужно начинать приближать к режиму дошкольного
учреждения уже за несколько месяцев до поступления в детский сад.
Требования,
предъявляемые к детям в организованном коллективе, не покажутся очень тяжелыми
и обременительными, если он в домашних условиях заранее овладеет некоторыми
культурно-гигиеническими навыками. Дети, приученные участвовать в процессе
одевания, раздевания, умывания, умеющие самостоятельно садиться на горшок,
пользоваться ложкой, чувствуют себя в детском саду свободнее. Они не испытывают
такого напряжения и страха, как малыши, не владеющие простейшими навыками
самообслуживания.
Огромное значение
имеет правильная психологическая подготовка детей к предстоящим изменениям
условий жизни. Надо последовательно, регулярно убеждать малыша, что в яслях
будет интересно, весело; и уж, конечно, не пугать ребенка поступлением в
детский cад.
Приводить в группу и
приходить за ним надо вовремя, в установленное режимом время. Ребенок должен
быть одет по сезону, иметь запас чистого белья, чистый носовой платок. Удобная
обувь также важна – дети в обуви целый день, т.к. дома часто в носочках. Очень
важно, чтобы в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей режим дня
ребенка, посещающего детский cад,
рацион питания не отличались существенно от таковых в дошкольном
учреждении.
Дети, которые трудно
привыкают к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома преимущественно
эмоциональные контакты со взрослыми (дома мало играют, не слишком активизируют
их самостоятельность, инициативу). В детском саду такие дети чувствуют себя
неуютно, одиноко. Снижен уровень игровой деятельности, необходимого для этого
возраста сотрудничества с взрослыми не складывается. Легче протекает адаптация
у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с
игрушками. Они откликаются на предложение воспитателя поиграть, не стесняются
обращаться за помощью к взрослым.
Большое влияние на
течение адаптации влияют отношения с ровесниками. Одни дети сторонятся
сверстников, плачут при их приближении; другие – с удовольствием играют рядом,
делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими
детьми в сочетании с трудностями установления контактов с взрослыми еще больше
отягощают сложность адаптационного периода.
Воспитатель первой младшей
разновозрастной группы:
Янбахтина Валентина Валерьевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.09.2022
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 20.09.2022