14.11.2022
«Развитие связной речи
дошкольников»
Проводя развивающие занятия с детьми,
очень важно стимулировать их речевую
активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к
связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не
обязательно нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в
свободном общении с ребёнком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш
дошкольник видит вокруг – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его
словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например:«Вот
автомобиль, а что у него есть?» - (Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…) - «А
что есть у дерева?» - (Корень, ствол, ветки, листья…)». Дети очень хорошо
усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками
этих цветов (розовый, малиновый, тёмно-зелёный, светло-коричневый и т.д)
Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте
ему самые разнообразные вопросы. Например:«Какой он величины?
Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?...Далее, можно спросить: «Какой
он? Так, Вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов,
таким образом, вы помогаете развитию
связной речи.
Названия свойства предметов закрепляются
и в словесных играх.
Спросите у ребёнка: «Что бывает
высоким?» - (Дом, дерево, человек…), «А что бывает выше – дерево или человек? Так
дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота»,
«ширина» и т.д.
Можно использовать для игры и другие вопросы,
которые помогают освоить свойства предметов. Например:«Что
бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Круглым? и т.д.
Само собой разумеется, для развития речи
дошкольника идущего в школу, трудно переоценить значение сказок, стихов, других
художественных произведений. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает
его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.
Научиться пересказывать дошкольникам
хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Например: Взрослый
начинает фразу: «Жили-были дед …», а ребёнок её заканчивает: «и баба»,
взрослый – «и была у них….», ребёнок: «курочка и Ряба» и т.д. Потом можно перейти
к пересказу по вопросам.
Например: дети
очень охотно передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых
представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно
подводите ребёнка к составлению рассказа по – картинке. Сначала с помощью
вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начинает высказываться о том,
что на ней изображено.
Предложите ребёнку один из примеров
творческого задания.
«Говорим по-разному».
Попробуйте один и тот же детский стишок
прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и
тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив
интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или
телевизионный комментатор. Если получится, попробуйте использовать иностранный
акцент. Да мало ли что можно придумать!
Хорошо, если вы сможете несколько
картинок, связанных общим сюжетом. Например: из детского журнала
(вроде «Весёлых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку
восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку
трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой
такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребёнка,
что на ней нарисовано, изображено, что происходит сейчас, что могло происходить
до этого, а что будет потом.
«Чем закончилось».
Одним из способов развития связной речи
может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный
мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело,
которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам
позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте
поблагодарить вашего ребёнка!
В популярном пособии для родителей и
педагогов автор Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» говорит так:
«Наверное, нет родителей, которые не
хотели бы, чтобы к моменту поступления в школу их ребёнок овладел хорошей
дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседу на доступные
его возрасту темы, знал буквы, а ещё лучше – читал».
Всего этого не так уж трудно добиться,
если уделять ежедневное внимание своему ребёнку, хотя бы в игровой форме
помогать ребёнку осваивать азы связной
речи, выражать последовательно свои мысли, развивая артикуляцию и культуру
речи».
Очень важно знать родителям
1. Не
жалейте своего свободного времени, играйте с детьми. Там, где родители и дети
дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются
легко.
- При разговоре с ребёнком
слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении
игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте
и свой интерес.
- Развивайте любопытство и
воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше
критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.
- Искренне радуйтесь успехам
детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие –
отличное поощрение. Играйте с детьми в разные игры.
Воспитатель: Кедаева Л.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2022
Дата обновления: 14.11.2022
Дата публикации: 14.11.2022