08.12.2022
«Здравствуй,
зимушка – зима»
С
наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся
белой шубой, река спряталась подо льдом,
куда- то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые
края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для малыша?
Что знает он о жизни природы зимой?
О пользе наблюдений
Наблюдения за природой вместе с
малышом многие из нас считают занятием
несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научим
кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и
формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но
именно всевозможные наблюдения как раз и
учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления,
находить связь между причиной и
следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и
нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо
важнее, умения читать в три года.
Сколько
бы мы не рассказывали ребенку о временах года и связанных с ними природных
явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все
равно недостаточно. Один раз увидеть,
как известно, лучше, чем сто раз услышать. Как было бы здорово в выходные отправиться в лес
или в городской парк, что бы кроха смог увидеть своими любознательными
глазенками все те волшебные превращения,
которые подарила зимушка – зима. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалась в лекции. Задавайте ему вопросы,
интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он
размышляет в поисках ответов, и не беда, если
его догадки не всегда верны. Главное – желание найти истину. Итак,
одеваемся потеплее берем с собой фотоаппарат и отправляемся
встречать зиму!
Приметы зимы
Прежде
всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об
этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт.
Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег – это замерзшая
вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой
дождевые капельки замерзают и становятся
снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам
убедится, что он тает и превращается в воду. Гуляя на улице во время
снегопада, рассмотрите с малышом крошечки – снежинки. Они все разные и
удивительно красивые. Но у всех снежинок
есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли
малыш догадаться?)
Дома
делайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух
захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится? Если ребенок уже имеет
какое - то представление о планетах и их
вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же зимой становится
холодно. Проще всего это сделать при помощи глобуса и настольной лампы.
Обратите внимание юного астронома на то, что земная ось немного наклонена и
потому солнышко нагревает Землю неравномерно. Когда на одной половинке Земли
лето, на другой – зима. Но вот Земля пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с
летом меняются местами. Можно вырезать из бумаги фигурки детей в зимней одежде, повращать глобус вокруг солнца –
лампы и подумать, какое время года будет
в разных местах «земли».
Уместно
будет поговорить с ребенком о зимней
одежде, о том для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и
порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о
снегоуборочной технике и ее помощи людям. Расскажите ребенку, что зимой дни
становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в
начале осени, когда вы возвращались из садика еще светило солнышко. Вы успевали
погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы
возвращаетесь в сумерках.
Самые
заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений.
Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и
зимой, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое
-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему,
чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая
березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев.
Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд,
осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без
листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите
ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного
зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы
засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью
снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву
вреда.
Рассмотрите
вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие,
покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны.
Разломите почку и покажите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый
зародыш, значит дерево живое, и когда пригреет солнышко, из почек появятся
новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить
дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие « спящие» ветки простоят довольно долго,
прежде чем из почек проклюнуться листья. Чтобы ускорить процесс. Устройте
растениям « ванну» - положите их в
теплую воду ( 30 -35 градусов С) и
оставьте на 6 -12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько
дней ветки начнут развиваться и подарят вам
с малышом настоящее чудо.
Обратите
внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как
лиственные деревья. Так будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки
– это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и
солнечного света нужно меньше воды, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им итак хорошо. Зимой
хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже
лиственных и просыпаются раньше. А что бы лучше запомнить, где какое
дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: « Раз,
два, три к березе беги!» А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать и
к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом
будет здорово поменяться ролями, когда ведущим станет ребенок…..
Приятных и полезных вам наблюдений,
дорогие родители!
Воспитатель: Ярмышева Ирина Петровна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2022
Дата обновления: 08.12.2022
Дата публикации: 08.12.2022