«Здравствуй, зимушка – зима»

08.12.2022

«Здравствуй, зимушка – зима»

С наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой,  река спряталась подо льдом, куда- то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для малыша? Что знает он о жизни природы зимой?

        О пользе наблюдений

             Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием  несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научим кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз  и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между  причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее, умения читать в три года.

Сколько бы  мы не рассказывали  ребенку  о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно  недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. Как  было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, что бы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные  превращения, которые подарила зимушка – зима. Только постарайтесь,  чтобы общение с малышом не превращалась  в лекции. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если  его догадки не всегда верны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся  потеплее  берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму!

Приметы  зимы

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому,   что зимой холодно. Ведь снег – это замерзшая вода. Летом  из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают  и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега  и сам  убедится, что он тает и превращается в воду. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки – снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но  у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?)

Дома делайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что  же там получится? Если ребенок уже имеет какое - то  представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же зимой становится холодно. Проще всего это сделать при помощи глобуса и настольной лампы. Обратите внимание юного астронома на то, что земная ось немного наклонена и потому солнышко нагревает Землю неравномерно. Когда на одной половинке Земли лето, на другой – зима. Но вот Земля пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с летом меняются местами. Можно вырезать из бумаги фигурки детей в зимней  одежде, повращать глобус вокруг солнца – лампы и подумать, какое  время года будет в разных местах  «земли».

Уместно будет  поговорить с ребенком о зимней одежде, о том для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям. Расскажите ребенку, что зимой дни становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь в сумерках.

В гости к деревьямХочу такой сайт

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое -то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.

Рассмотрите вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит дерево живое, и когда пригреет солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие  « спящие» ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнуться листья. Чтобы ускорить процесс. Устройте растениям  « ванну» - положите их в теплую воду  ( 30 -35 градусов С) и оставьте на 6 -12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам  с малышом настоящее чудо.

Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом  зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше воды, и воды. Вот елки хвою и  не сбрасывают. А зачем? Им итак хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже  лиственных и просыпаются раньше. А что бы лучше запомнить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: « Раз, два, три к березе беги!» А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим станет ребенок…..

          Приятных и полезных вам наблюдений, дорогие родители!

        Воспитатель: Ярмышева Ирина Петровна.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.12.2022

Дата обновления: 08.12.2022

Дата публикации: 08.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».