12.01.2023
Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье
детей
У детей при ряде речевых нарушений
отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также
отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно
связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и
воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном
направлении.
Ученые, которые изучают деятельность
детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции
руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Многие ученые пришли к заключению, что
формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических
импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе
с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где
имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется
стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно
начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого
пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в
течение 2-3 минут.
С 1 года 6 месяцев и старше детям даются
более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов,
шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для
пальцев дают народные игры - потешки.
Сорока
- белобока
Кашку
варила,
Детишек
кормила.
Этому
дала,
Этому
дала… (При этом указательным пальцем правой руки выполняют
круговые движения по ладони левой руки.Затем по очереди загибают мизинец,
безымянный, средний, указательный и большой пальцы).
Можно использовать следующие стишки:
Этот
пальчик — дедушка,
Этот
пальчик — бабушка,
Этот
пальчик — папочка,
Этот
пальчик — мамочка,
Этот
пальчик — я.(По очереди загибают пальцы с большого
пальца до мизинца.Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то
родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных
движений).
Этот
пальчик хочет спать.
Этот
пальчик — прыг в кровать!
Этот
пальчик прикорнул.
Этот
пальчик уж заснул.
Встали
пальчики. Ура!
В
детский сад идти пора.(В этих стишках можно сгибать
пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке).
Для тренировки пальцев могут быть
использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют
выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.
«Пальчики
здороваются» - кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
-
указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни
деревьев»- кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены
вниз.
Выполняя пальчиками различные
упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не
только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом
индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка
к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков
письма.
Когда ребенок освоит свободное
выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших
сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построение фигур из кисти
и пальцев рук.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения
выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Воспитатель первой младшей
разновозрастной группы:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2023
Дата обновления: 12.01.2023
Дата публикации: 12.01.2023