24.03.2023
Консультация для
воспитателей
Развитие речи на
музыкальных занятиях
Подготовил: музыкальный руководитель Янбахтина А.И.
Музыкальные занятия всегда были
интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические
движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во
всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих
видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр,
динамика присущи как речи, так и музыке.
Все вы знаете, что пение, музыка, как
здоровьесберегающая технология, давно используется в реабилитации при различных нарушениях речи:
невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети
говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.
Обучение пению проходит с трех сторон, это
работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над
дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для
этого можно использовать игру «Шарик». Дети будут стараться надувать шарик, в
то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией
можно проговаривать текст не только в
слух, но и только губами, начиная с
медленного темпа, но постепенно ускоряясь, например «У оленя дом большой» или
«Ехали медведи». Это упражнение позволит детям следить за правильностью
положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И еще одна сторона в
процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в
которой решаются речевые задачи:
-совершенствование
голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи
дошкольника;
- культура
выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую
выразительность;
- формирование
навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
Русские народные
прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да»
«ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного
аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного
произношения. Например «На зеленом на лугу, их – вох»
«Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь
мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно
многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую
моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию
мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей
совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается
речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей
музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма,
а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики
активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает
дошкольникам подготовить руку к письму» .
Таким образом, интеграция музыкальной и
речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес
детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение
слова, его эстетическую сущность.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Отец
и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами
программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с
мамой».
Играя
в пальчиковые игры Железновых, ребенок получает разнообразные
сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии,
развивает внимательность. При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются
добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!
Персонажи
пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и
дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогаю
лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна
являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального
развития «Музыка с мамой».
Играя в пальчиковые игры Железновых, ребенок получает
разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном
занятии, развивает внимательность. При помощи таких игр у Вас с малышом
сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!
Персонажи пальчиковых игр Железновой – это
зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с
полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогаю лучше осознать понятия ниже
и выше, снизу и сверху, лево и право.
Паучок (музыкальное сопровождение)
Паучок ходил по
ветке, Руки скрещены; пальцы
каждой руки «бегут» по предплечью
А за ним ходили детки. а
затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти
свободно опущены, выполняем стряхивающее движение
Паучков на землю
смыл. Хлопок ладонями по
столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони
боковыми сторонами прижаты друг к
другу,
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт
опять, Действия
аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, «Паучки»
ползают на голове.
Чтобы погулять на ветке.
Пчелки (музыкальное сопровождение)
Домик маленький на ёлке, Одна
из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй
руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке»
Дом для пчёл, а где же
пчёлки? Ребенок
заглядывают в «улей».
Надо в дом постучать, Сжимаем
кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? Разводим
руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими
Стали вдруг вылетать: (пчёлки
летают).
Раз, два, три, четыре, пять!
Червячки (музыкальное сопровождение)
Раз, два, три, четыре,
пять, Ладони
лежат на коленях или на столе.
Червячки пошли гулять. Пальцы,
сгибая, подтягиваем к себе ладонь
Раз, два, три, четыре,
пять, (движение
ползущей гусеницы)
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает, Складываем
пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» Раскрываем
ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь — а червячков уж нет! Сжимаем
кулачки, прижимая их к груди
Пять утят (музыкальное сопровождение)
Пять утят плывут вперёд, Одна
из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть.
На берегу их мама ждёт, Пальцы
сложены щепоткой. Вторая рука — утята.
Но только четверо утят Выполняем волнообразные
движения по направлению к «утке».
Вернулись к мамочке назад. Количество разогнутых
пальцев соответствует количеству утят
Четверо утят плывут... (постепенно
пальцы загибаются).
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт, «киваем»
кистью руки («мамой-уткой»).
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
Ветер (музыкальное сопровождение)
Ветер
дует, задувает, Руки
стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу
Пальму в стороны качает. основаниями,
пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает, Раскачиваем
руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит Ладони
лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями.
И клешнями шевелит. Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает Ладони
соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены
в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.
И за рыбками ныряет. Ладони
сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит Ладони
лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями.
И клешнями шевелит. Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине Ладони
основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Крокодил лежит на дне. Лёжа
на тыльной стороне одной из рук,
Под водой на
глубине «открываем
и закрываем рот» крокодила.
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит Ладони
лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями.
И клешнями шевелит. Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Ладони
лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями.
И клешнями
шевелит. Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Улитка (музыкальное сопровождение)
Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь
на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка.
В домике она сидит, Вторая
рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы
Рожки высунув, молчит. соприкасаются
кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Вот улиточка
ползёт «Улитка»
раскачивается из стороны в сторону.
Потихонечку
вперёд. Ползёт
вперёд по столу.
На
цветочек заползёт, «Улитка»
заползает на «цветочек».
Лепесточки
погрызёт. «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы
(«лепесточки») второй руки («цветочка»).
Рожки в голову втянула, Рука
(«улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).
В домик спряталась, заснула. Вторая рука
(«цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне».
Рыбки (музыкальное сопровождение)
Пять маленьких рыбок Ладони
сомкнуты, чуть округлены.
Играли в
реке, Выполняем
волнообразные движения в воздухе.
Лежало
большое Руки
прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
Бревно на песке,
И рыбка сказала: Ладони
сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь
глубоко”. Качаем
сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала:
“Мне хочется спать!” Ладони
поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала Быстро
качаем ладонями (дрожь).
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: Запястья
соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
“Здесь крокодил!
Плывите скорей, Быстрые
волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
Чтобы не проглотил!”
Часы (музыкальное сопровождение)
Мышь полезла в первый раз Перебираем
пальчиками ("бежим") от коленок до макушки
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:
“Бом!”, Один
хлопок над головой
Мышь скатилась
кувырком. Руки
"скатываются" вдоль туловища вниз
Мышь полезла второй раз Перебираем
пальчиками ("бежим") от коленок до макушки
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом,
бом! Два
хлопка
Мышь скатилась кувырком. Руки
"скатываются" вдоль туловища вниз
Мышь полезла в третий
раз Перебираем пальчиками
("бежим") от коленок до макушки
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом,
бом!” Три
хлопка
Мышь скатилась
кувырком. Руки
"скатываются" вдоль туловища вниз
Перчатка (музыкальное сопровождение)
Весёлая
мышка Раскрываем
ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем
руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней
устроив, Складываем
ладоши "ковшом"
Мышат
позвала. Сгибаем
- разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца
поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Отшлепала
всех Большим
пальцем "шлёпаем" остальные
и отправила спать. Ладони
прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Весёлая
мышка Раскрываем
ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем
руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней
устроив, Складываем
ладоши "ковшом"
Мышат
позвала. Сгибаем
- разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба Кончиком большого
пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных
Дала
покусать, пальчиков.
Погладила
всех Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим
движением от мизинца к указательному
и отправила
спать. Ладони
прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Котята (музыкальное сопровождение)
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются
о стол.
У кошечки нашей есть десять
котят, Покачиваем
руками, не разъединяя их
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких, Постукиваем
соответствующими пальцами друг о друга
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
У
жирафов (музыкальное сопровождение)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки
везде. Хлопаем по всему телу
ладонями
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на
локтях, Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся
На носах, на животах, на
коленях и носках. до
соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки
везде. Щипаем себя, как бы собирая складки
У слонов есть складки, складки, складки, складочки
везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся
На носах, на животах, на
коленях и носках. до
соответствующих частей тела
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка
везде. Поглаживаем
себя,
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. как бы разглаживая
шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на
локтях, Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся
На носах, на животах, на коленях и носках. до
соответствующих частей тела
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим
ребрами ладони по телу А у зебры есть полоски, есть полосочки
везде. (рисуем
полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся
На носах, на животах, на коленях и носках. до
соответствующих частей тела
Поросята (музыкальное сопровождение)
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по
столику или коленкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом
вилял, Мизинцы
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я
люблю "Фонарики"
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я
люблю Сжимаем
и разжимаем кулачки
Этот толстый поросёнок носом землю
ковырял, Средние
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я
люблю Сжимаем
и разжимаем кулачки
Этот толстый поросёнок - лежебока и
нахал, Большие
Захотел спать в серединке и всех братьев
растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой
палец зажимаем внутрь.
Два козлика (музыкальное сопровождение)
Как-то раз к кому-то в
гости На
обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные
Шёл козлёнок через мостик, Держим
кисти горизонтально, сближаем руки
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых
братца На
первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами -
бух! На
слово "бух" - хлопаем в ладоши
И с моста в водичку -
плюх! Роняем
руки на колени.
Зайцы (музыкальное сопровождение)
Десять
серых зайцев Руки
лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали: В
соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых “Вон
человек с
ружьём” пальцев,
начиная с больших.)
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил
охотник, Хлопаем
в ладоши
Нажав ружья
курок, Бежим
пальчиками по столу или коленям
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
Разминка (музыкальное сопровождение)
Выполняем
подражательные движения в соответствии с текстом.
Головами
покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко
помолчим. Прижимаем
указательные пальцы к губам
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко
отдохнём. Наклонившись
вниз, качаем расслабленными руками
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё
начнём. Подпрыгиваем
на месте в ритме текста
Далее темп ускоряется
Жучок
Этот
маленький жучок Перебираем
пальцами по ступням
По земле
гуляет,
Листик сладенький найдёт
И его
кусает. Щипаем
ступни
Чтоб ещё листочек
съесть, Перебираем
пальчиками по ногам (со ступней до коленей)
Хочет он повыше влезть.
Этот маленький
жучок Перебираем
пальцами по коленям
По траве гуляет...
Этот маленький жучок
По кустам
гуляет... Перебираем
пальцами по животу
Этот маленький жучок
Выше
залезает, Перебираем
пальцами по груди
Вот он ямочку
нашёл, "Жучок
заползает" в ямочку на плече у шеи
Лёг и
отдыхает. Пальчики
сжимаем в кулаки.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть
поспать. Опускаем
голову вниз, глаза закрываем.
Серенький козел
Как- то
серенький козёл Указательные
пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу.
В огород поесть зашёл. Идём
вперёд
Посмотрел по сторонам
- Поворачиваемся
то в одну, то в другую сторону
Есть еда и здесь и там.
Под копытами -
трава, Опускаем
подбородок
А над головой -
листва. Поднимаем
подбородок вверх
Наклонись - капусту
кушай, Наклоняемся
вниз
А вверху - большие
груши. Встаём
на носочки, тянемся вверх
Сзади огурцы
растут, Поворачиваемся
назад
Впереди кусты
цветут, Возвращаемся
обратно
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный
кабачок. Полуобороты
вправо-влево
Здесь - сто ягодок, там -
двести, Наклоны
вправо-влево
Козлик крутится на
месте. Крутимся
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай
прогнал. Наклонив
голову, убегаем от "пса"
Змейка (музыкальное сопровождение)
Посмотрите-ка,
друзья, Одна рука -
"змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого
У меня живёт змея или
другого ребёнка - "дорожка". Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по
коврам Выполняем рукой
медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по Может
ползать тут и там. дорожке, первый
палец отведён вниз (рот).
Хоть и нет у змейки
ножек, Сначала ползет медленно, а
потом постепенно ускоряя темп
Очень быстро по
дорожке, (в
соответствии с произносимым текстом).
Широко открыв свой
рот (Пальцы
вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки
За лягушками
ползёт. (как
бы оглядываясь)
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот
раз Волнообразные
движения рукой
Не лягушек, не стрекоз,
А ребёночка за
нос. "Змея"
хватает за нос партнёра по игре
Дом (музыкальное сопровождение)
Я хочу построить
дом, Руки
над головой "домиком"
Чтоб окошко было в
нём, Руки
перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь
была, Ладони
повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла Пальцы
растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб
вокруг забор
стоял, Руки
перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота
охранял. Одна
рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев
Чтоб на травке жил жучок Одна
рука согнута в локте, пальцы второй руки
Бегал быстрый паучок перебирающими
движениями «бегут» от локтя к кисти
Солнце
было, Скрестить
кисти рук, пальцы
растопырены
Дождик
шёл, "Стряхивающие"
движения
Чтоб тюльпан в саду
расцвёл. Предплечья
прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Чтоб флажок на доме
был Одна рука согнута в локте, на нее ставится
кисть другой руки
А за домом ежик
жил Делается
«замок», пальцы растопырены, прямые
Мои вещи (музыкальное
сопровождение)
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с
ним Поднимаем
правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит
- "Барабаним"
пальцами левой руки по правой (зонтику)
Останусь сухим.
А вот моя
книжка, Прижимаем
ладони друг к другу, локти согнуты
Могу
почитать, Раскрываем
ладони "книжечкой".
Могу вам
картиночки Руки
вытягиваем, ладони открыты.
В ней показать.
Вот это - мой
мяч, Сжимаем
кулачок, вращаем кистью руки
Очень ловкий, смешной
Его я бросаю
Над
головой. "Мячик
прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки
А вот мой
котёнок, Поочерёдно
гладим одну руку другой
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
«Звучащие жесты»
Т.Тютюнникова программа «Элементарное
музицирование
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2023
Дата обновления: 27.03.2023
Дата публикации: 24.03.2023